Ефрем Подгайц: "Композитор - это диагноз"

>> 24.01.2011

Ефрем Подгайц
Ефрем Иосифович Подгайц - один из ведущих современных российских композиторов, автор около 300 сочинений, лауреат множества премий, заслуженный деятель искусств России, профессор, заведующий кафедрой композиции Московского Государственного Музыкально-Педагогического института им. Ипполитова-Иванова.

Подгайц пишет и музыку для совсем маленьких, и серьезные академические произведения. Хоровые миниатюры для исполнения в музыкальных школах и концерты, исполняемые известнейшими музыкантами, сюиты и симфонии, оперы и кантаты, мессы и мюзиклы. Сочинения Ефрема Подгайца предназначены для симфонического оркестра и камерного ансамбля, хора и органа, клавесина и народных инструментов, гитары и баяна. И многих других инструментов, в самых необычных сочетаниях. Они записываются на диски, исполняются в лучших мировых залах, музыкальные конкурсы включают их в обязательную для исполнения конкурсную программу.
Ефрем Подгайц и Мстислав Ростропович

В 2003 году Ефрем Подгайц по просьбе Мстислава Ростроповича написал сочинение для оркестра виолончелей, которое было с успехом исполнено на фестивале во Франции. Оркестром, состоящим исключительно из виолончелей, дирижировал сам М.Ростропович. В 2005 году Лондонский Симфонический Оркестр, дирижируемый М.Ростроповичем, исполнил симфонию, написанную Е.Подгайцем по его заказу.

Особое место в творчестве Ефрема Подгайца занимает музыка для детского исполнения. Зачастую под детской музыкой подразумевают нечто упрощенное, легкодоступное, по сути - примитивное. Но только не в музыке Ефрема Подгайца! Упрощение он может допускать лишь в одном - в технической сложности сочинения, которое должно быть доступно для исполнения детьми. Каждое детское сочинение, будь то кантата для хора с симфоническим оркестром, опера для исполнения детьми(такие тоже есть!) или же просто хоровая миниатюра (их уже далеко за сотню) - это полноценное произведение с яркими музыкальными образами, интересное и для исполнения, и для прослушивания всеми, вне зависимости от возраста.

Мы встретились с Ефремом Иосифовичем в Московском Доме композиторов, чтобы поговорить о музыке и о детях .

Интервью с Ефремом Подгайцем >>





"Звезда". Исполняет Хор педпрактики Московской консерватории.



Читать дальше...

Русские рождественские колядки.

>> 06.01.2011

Все-таки, у нас уникальная страна. Таких шикарных праздников больше нет ни у кого. Начинаясь на Рождество 25 декабря, они длятся аж три недели до 14 января. Причины этого, формально простые - различия в юлианском и григорианском календарях - на самом деле запутаны не меньше, чем то, почему придерживается своих дат та или иная церковь (вариантов много). Куда проще просто радоваться тому, что имеем (оригинально радуются белорусы - у них и 25 декабря, и 7 января выходные).
Но и
Новый Год по старому стилю не завершает череду празднеств. В разгаре Святки, длящиеся двенадцать дней после Рождества Христова. И именно в это время издревле было принято колядовать.
Что это такое? Как ни странно, точный ответ дать невозможно. В понятиях "коляда", "колядки", "колядование" путаницы еще больше. Они настолько размыты по территориям, от России до западно-европейских стран, что означать могут, в зависимости от места, совершенно разное - от прославления Христа до побирушничества. Традиция восходит еще к языческим дохристианским временам и была привязана к празднованию зимнего солнцестояния. С появлением христианства получилось, что древние праздники с их ряжеными, походами по домам с пением за подарки, гаданием, всем этим развеселым зимним языческим разгулом предательски соседствовали с Рождеством, Святками, с постом. Потому Церковь постаралась искоренить древние традиции путем передвижек в календаре и постепенным растворением старых праздников в новых. Что полностью, правда, так и не удалось, в итоге языческое и христианское переплелось самым причудливым образом.
Изначально колядки основывались на так называемой аграрной магии, призывающей к земледельцам хороший урожай, благополучие, счастливый брак и приплод в семье. Но постепенно появлялись колядки, фактически рождественские песнопения, повествующие о различных событиях из жизни Иисуса Христа. Однако Православная Церковь не жаловала произведения на подобные темы, излагаемые не всегда в строгом соответствии с церковными канонами. Более упрощенная, лубочная, доступная для понимания простым народом форма изложения библейских историй в виде колядок, песенных повествований, собственно, и идущая от народа, нарушала монополию Церкви на трактовку библейских событий. Традиции веселого святочно-зимнего празднования объявлялись греховными. Отсюда пошла традиция, по которой по окончании празднеств нагулявшиеся вволю "греховодники" смывали грехи, окунаясь на Крещение в прорубь.

Эта ночь святая. Русская рождественская колядка. Ноты и текст
На Руси борьба за монополию, видимо, велась более успешно, потому что колядки у нас не столь популярны, как у других народов, и они отличаются, особенно рождественские, большей серьезностью, задумчивостью.

Вот пример одной из рождественских русских колядок "Эта ночь святая" - ноты и текст.

Послушайте эту и еще две русские рождественские колядки (две, традиционно, "а капелла", и одна - в сопровождении органа) в исполнении Хора Сектора педпрактики московской консерватории им.П.И.Чайковского. Выступление на их сольном рождественском благотворительном концерте в Римско-католическом соборе, что в Москве на Малой Грузинской.




Тихая ночь. Рождественский гимн >>

Читать дальше...
Если Вам понравилось содержание, поделитесь, пожалуйста, ссылкой на сайт с другими в интернете.
Добавить страницу в .....





Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100

  © template by Ourblogtemplates.com 2008

НА ГЛАВНУЮ