Ф.Я.Сирис: Если человек очень хочет - он будет играть

>> 23.01.2010

Ф.Я.Сирис - настройщик фортепиано Московской консерватории
Федор Яковлевич Сирис – настройщик фортепиано Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского. Ф.Я.Сирис закончил Музыкальное училище имени М. М. Ипполитова-Иванова по классу фортепиано, а затем Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (ныне - Российская академия музыки имени Гнесиных ) по специальности музыковед. Длительное время работал в качестве преподавателя музыки.

Опытный мастер, музыкальный педагог с большим стажем, общительный и эрудированный человек. Мы беседуем с ним о работе настройщика фортепиано, о музыке и музыкальном воспитании, о выборе и настройке инструмента для обучения музыке.

Здесь публикуются выдержки из интервью. Полный текст размещен на сайте Настройка пианино и рояля.


-Как уровень инструмента влияет на качество обучения музыке на фортепиано?

Мой однокурсник учился у Либермана, замечательного педагога и музыканта. В классе стоял старый рояль, который из-за разбитости потерял и звук, и все остальное... Называли его корыто. И вот мой товарищ рассказывает: приходишь к нему на урок, он садится за рояль - и ты не узнаешь инструмент, музыку! Это не значит, конечно, что можно учиться на корыте. Ведь вырабатывается эталон звучания. Нередко бывает, что звук не тянется на инструменте, быстро гаснет. Получается удар - и все, и пустота. Ну, что-то немножко там...Звука нет тянущегося.
...
Бывает, приходишь в дом и понимаешь: вызвали настройщика, когда поняли, что музыку уже узнать нельзя. Когда мама на кухне уже не понимает, что ребенок играет. Если она иногда слушает, что он играет.
Что происходит? У ребенка с нормальным слухом, требующим развития, в течение длительного времени неосознанно идет адаптация. То есть он разрушает свой слух. И о таких предметах, как сольфеджио, говорить уже не приходится. Потому что о каких правильных интервалах можно говорить, если все разрушено, все расстроено! Все это, конечно, если у него нет абсолютного слуха, когда его просто не заставить играть на сильно расстроенном инструменте, у него есть внутренний камертон и он к тому же острее воспринимает музыку.

-То есть очень важно настраивать вовремя и качественно. А насколько допустимо использование инструмента типа "дрова" в самом начале? Иными словами, подход таков: возьмем инструмент попроще и подешевле, желательно даром, пусть попробует. А через годик посмотрим, надо ли оно вообще. Тогда и решим с инструментом. Не получится ли, что из-за этих "дров" ребенок заниматься и не захочет?

Говоря по правде, тот инструмент, который, к примеру, сейчас у вас - это необходимый минимум. Это нормальный, хороших годов "Красный Октябрь" , когда они делались из нормальных материалов. Что касается "убить интерес"... Пианист Рудольф Керер, семья которого была выслана куда-то в Казахстан, долгое время играл на доске. Если человек очень хочет, он будет играть.
... я видел, как, к примеру, ребенок два года занимался на вот такусенькой электрической клавиатуре. Как-то не отбилась охота! Хотя я не могу сказать, что это благотворно повлияло на постановку, отношение к звуку... Конечно, это надо закладывать сразу нормально. Труднее отучить, чем научить.

-А такой аспект: ребенок приходит в музыкальную школу, где инструменты настроены в камертон, а потом идет домой, где в половине случаев инструмент настроен на полтона ниже (см. материалы о настройке и о выборе пианино).

Идет смещение. Слух не развивается правильным образом. А для абсолютника это вообще кошмар, дома все разваливается.

-Так какой инструмент в итоге надо покупать? Вот захотели пойти в музыкальную школу, что брать?

Надо брать инструмент, который хорошо держит строй. И звучание которого обладает (если люди не вполне понимают, надо идти с мастером) хотя бы минимумумом из набора. Тембр, протяженность... Бывают варианты, когда инструмент глухой и ничего нельзя сделать. Конечно, иногда стоит где-то инструмент, и нет другого варианта, возможности или желания по какой-либо причине его поменять. Ну можно что-то попытаться: пропитать молоточки, еще что-то... Но смысл есть в этом далеко не всегда. Да и результат заранее точно не известен. После той же пропитки он может звучать как кастрюля. И неизвестно, что же лучше. Да и мастера ведь, даже опытные, тоже могут промахнуться.

-А есть какие-то предпочтительные годы, марки?..

Понимаете, к сожалению (а может, в этом вся и прелесть), бывает по разному. Вот, к примеру, мне на дачу где-то нашли "Лирику". Просто отдавали ее. Вы знаете, я оторваться не могу - такой инструмент.
...Причем стояла где-то в сырости, молотки чем-то изъедены... Но звучит великолепно! Может быть, немножко резковато, но я даже не хочу убирать эту резкость.
...Да, кстати, к вопросу о тяжести клавиатуры. Она там сильно утяжелена. То ли за счет регулировки, то ли за счет вывешивания, я даже еще не разобрался. Но меня это настолько устраивает, оказывается, это так приятно - играть на клавиатуре, которая заставляет себя немножко преодолевать. Это организует игру. "Стейнвеи" , признанные эталонные инструменты, этакие камертоны в фортепианостроении, обладают такой тяжестью и выверенностью, в них все именно так, как надо.

-А у нашего "Красного Октября" тяжелая клавиатура?

Такая, как надо. Я не испытываю потребности как-то облегчить ее. Хотя понимаю Вашего сына: у вас рядом стоит электронное пианино с легкой клавиатурой. Ну, и все понятно: человек склонен к... балуется моментально.
Большие черные советские инструменты обладали, так сказать, хорошим ощущением клавиатуры. Правда, частенько бывал перебор вот в этой вязкости, и они были вяловаты. Можно было смазать, что-то сделать по регулировке, чтобы немного облегчить... Сейчас есть специальная фортепианная смазка, очень дорогая, кстати.

-У сына в бывшей музыкальной школе стоит столетний кабинетный рояль "Беккер" с очень легкой клавиатурой.

Ну это, значит, рояль с простой механикой, без двойной репетиции - были и такие. На таких трудно играть. На сцене, как известно, все волнуются, но каждый по-своему. Ну были, скажем, Гилельс или Рахманинов. Они на эстраде играли лучше, чем в репетиционном классе. Вот этот концертный стресс как-то мобилизовывал их, заставлял собраться и играть с большей отдачей. А для подавляющего большинства музыкантов - это большая проблема, и на эстраде они могут растерять половину того, что нажили, чтобы выйти играть.
Так вот легкая клавиатура - это залог того, что потеряно будет больше. Даже легкий тремор, внутренний или же явный, когда холодеют руки и пр., легкая клавиатура моментально проявит. Клавиатура же нормально вывешенная, выверенная как-то организует.

-С какого возраста нужно начинать заниматься и насколько важно не опоздать? Говорят, чтобы добиться чего-то значимого, надо начинать обучение на фортепиано с малых лет.

Правильно говорят.

-Но ведь существуют и совсем другие варианты. Например, Аркадий Володось, известный, к сожалению, больше на Западе, начал учиться игре на фортепиано в 16 лет.

А был еще такой Эгон Петри, высококлассный музыкант. Сначала он играл на скрипке, и очень поздно обратился к фортепиано. Но вы понимаете, аномалии не могут быть ориентиром. Ну как, скажем, ориентироваться на Рихтера, который сам рассказывал в интервью: он начал играть с этюдов Шопена! И не надо забывать, что он все-таки рос в музыкальной среде. Отец и мать у него были музыкантами, и я сомневаюсь, что он не получил от них, пусть и со слуха, какие-то основы звукоизвлечения. Да, сами этапы обучения у него были, скажем так, не слишком выверенными, в отличие, скажем, от Гилельса. Но гений преодолевает все. Однако это аномалия!

-Вы занимались в музыкальной школе?

Ну конечно, правда, с третьего класса. Но ко мне на дом приходила учительница. Я жил за городом, она обходила всю улицу, урок стоил двадцать пять рублей, приличные деньги. Кстати, великолепный педагог из Одесского музыкального училища. Она меня и привела в музыкальную школу в Лосинке. Там у меня тоже был прекрасный педагог, но я совершенно не хотел заниматься и не мог дождаться, когда закончится музыкальная школа. И вдруг в последнем классе я будто заболел. Смотрю - а все выступают, играют... А я как бы оказался вне этой тусовки. И вот тут, не знаю, зачем... Какое-то вирусное заболевание. И я тоже захотел на свою голову. Понимаете, в музыке, как и в любой другой области, особенно в творческой сфере, необходима поддержка. Вот, скажем, если бы я пошел в медицину, я, может быть, лучше реализовался - мои родители медики, и было кому помочь. А в музыке...
Но, впрочем, если есть упорство, настойчивость и удача, оплодотворяющая все составляющие, так вот, если все это совпало - да, получается. Возьмите Максима Венгерова - музыкальная семья. Репин, учившийся с ним у одного педагога, Захара Брона, мечтал играть на баяне. На баян его не взяли, потому что там не было места, и мальчику предложили скрипку. Закусив удила, он пошел на скрипку. И вот получился Вадим Репин. Потому что попал к великому педагогу. Эта цепь событий - тоже удача, причем неслыханная.

-Да, оба входят в пятерку "самых-самых" скрипачей в мире. При этом у Вадима Репина родители - не музыканты.

...У Меттнера - замечательного композитора, пианиста, совершенно недооцененного, есть тоненькая книжечка: советы начинающему композитору или музыканту, как-то так. И она перекрасна тем, что он не разделяет особенно: вот композитор, а вот пианист. Это одно и то же. И у него есть совершенно гениальный совет, который для талантливых ребят надо напечатать крупными буквами и повесить на стену. Совет заключается в том, что нужно по возможности раньше распознать возможности музыканта и посмотреть, получается у него это дело или нет. Если он бьется как рыба об лед, а у него не выходит ничего, то надо это дело бросать. Почему? Он объясняет: потому что большие напряжения в какой-то области с результатом ноль могут повлиять вообще на психику. Человек выбирает другую специальность, и у него срабатывает порочный "ген", который уже заложен. То есть, все повторяется.

-Это вопрос уровня ожиданий. Если собирашься стать звездой мирового уровня и не получается, то может и не стоит из-за этого бросать?

Не только это. Здесь надо смотреть результат в зависимости от приложенных усилий... Как получается. Не обязательно должно сразу получиться, нет. Но в целом проходит какой-то промежуток времени и уже можно оценить и посмотреть, что и почему происходит. От педагога зависит колоссально. На уровне становления, закладки базы это просто решающий момент.

-Интересна обратная ситуация. Человек ничего не делает, но у него получается, выезжает на способностях. Наверное это еще опаснее. Ведь рано или поздно наступает момент, когда надо все равно начинать работать, а навыка нет.

Да, опаснее. Приведу в пример свою шикарную карьеру музыканта. Когда в последнем классе музыкальной школы я вдруг захотел заниматься, я тоже ничего не делал, за неделю до зачета все сделал, и все было великолепно - я был способным учеником. Но когда я начал заниматься, у меня перестало получаться. То есть подсознательно у меня было заложено нечто в результате такой порочной практики. Если я ни черта не делал и у меня все выходило то что же будет, когда я начну работать! Ничего подобного! У меня перестало получаться. Это совпало с моим поступлением в училище, так там я два года совершенно не двигался.

-Настройщиком сложнее работать?

Для меня легче. Педагогика - трудное дело. Не могу сказать, что мне это так нравилось. Пятнадцать человек - это все-таки тяжело. Эта работа все-таки в основном для женщин. Тут нужна женская психология. Нужно ставить каждый палец, нужно иметь терпение. Я не мог, когда ученик приходил на следующий урок, и сдувало как ветром все, что на прошлом уроке... это ужасно. Кстати, у талантливых детей такого не происходит. Они схватывают все буквально со слов. Но там другая проблема: а что с ним дальше? Ты видишь, что ребенку становится скучно. А ты уже так привык выколачивать, выбивать каждую ноту... Это так выхолащивает душу педагога! И когда он потом начинает работать с талантливым учеником, он оказывается в некоем недоумении: что, как...

-То есть фактически в музыкальной школе таланты не нужны, они мешают.

В общем, да. Не то, чтобы мешают, но они нуждаются в каком-то особом подходе. Это редкость, это как самородок найти.
Скажем, если инструмент шикарный, прекрасной фирмы - как ни странно, вроде бы там все хорошо прекрасно сделано, вроде бы и делать нечего. А на самом деле работа настройщика гораздо интереснее и труднее когда имеешь дело с таким высококлассным инструментом, потому что несравнимо проще работать с инструментом простым, не таким талантливым. Аналогично и с детьми. Если ребенок нормально развит, но нет таланта - работа упрощается. Ты просто отдаешь себя, свои знания.

-Вот нашелся этот самородок. Каковы его шансы? Если, скажем, в Москве есть куда пойти, то где-нибудь в глубинке они не пропадают?

Думаю, что нет. Хотя... Я не думаю, что эта опасность больше на периферии, чем в Москве. Я даже считаю, что там, может быть, даже лучше. Я объясню, почему. В этом смысле много зависит от человеческих качеств педагога. Здесь есть момент... Понимаете, заставить что-либо делать талантливого ребенка труднее. Он не будет делать что-то из-под палки. Он может нагрубить там что-то .. А заинтересовать - вот здесь педагог как раз и нужен. Как консультант, как человек. Причем выигрывает тот, кто, может, с профессиональной точки зрения и не очень, но по-человечески отнесется. И тогда все будет нормально. Талант - в конце концов и сам сможет что-то.

-А как родителям распознать, нормальный ли преподаватель?

Здесь все зависит от самих родителей. Правда, от тех, которые наблюдают за тем, что происходит с ребенком.

-А что делать? Ну понимаю, стоит ходить на уроки. Но ведь родители не всегда в состоянии понять, что там происходит. Что-то показывают, рассказывают. Хорошо, вроде. А может, и нет, и все неправильно. Портят руку, еще что-то.

Ну, во первых, виден результат: что ребенок играет, как играет, как он относится к музыке. Можно его сравнить с другими. Почему ребенок не выступает. Классный вечер... Именно сравнение должно быть.

-А если нет возможности у родителей ходить?

Все равно какие-то импульсы есть. Ребенок сам рассказывает что-то.
...У нас, к сожалению так принято: вот попал - и должен сидеть у этого педагога. Хотя все прекрасно знают, у кого больше учеников играет и выступает и насколько они лучше играют. Нет установки на профессиональное обучение, требования заранее отсекаются. Ну и что, играет хуже, но он никуда не пойдет, так что ничего страшного. Но в принципе родители могут потребовать, пойти к директору и сказать: меня не устраивает тот и тот-то, и я хочу поменять. На Западе это вообще в порядке вещей. Ты можешь там каждый год менять преподавателей.

-Как настраивается фортепиано в Консерватории? Идет ли настройка под исполнителя, или стандартная настройка, и играй как хочешь?

Да, есть пианисты с индивидуальными требованиями, что-то может ему нравиться, что-то не нравиться, и не всегда есть возможность сделать все, что требуется, не всегда это вообще достижимо. Бывает, что-то буквально на ходу приходится придумывать. Зависит еще от концертной точки. Скажем, в Большом зале настройщик должен обладать невероятным мастерством, спектром возможностей по части удовлетворения пожеланий. В других местах это попроще. Но по любому инструмент должен быть идеально настроен.

-Какая периодичность настройки?

Два раза в году я их настраиваю основательно, а потом по заявкам. Ну, и когда заявок долго нет, то сам прихожу. Огромная нагрузка в репетиционных и учебных классах. В девять утра там уже очередь - и так до десяти вечера, гоняют сонаты. Ты сделал, настроил, перешел к другому инструменту... А в это время за настроеный инструмент садится какой-нибудь паренек, который разучивает "Мефисто-вальс". Все! Я знаю, что через пару дней надо идти и настраивать. То есть, я вижу по нагрузке.

...
У нас же вымерло нормальное фортепианостроение, его уже почти нет. Позакрывали. А если речь о механике, то и запчастей у нас сейчас нет.

-То есть современное наше пианино покупать не стоит. Только искать старое.

Да, именно так. Искать старое.

-Как выбрать настройщика?

(смеется)Как выбрать настройщика... (задумался)... Ну, как Вам сказать...наверное... Вообще, черт его знает!
На самом деле, Вы меня озадачили. Если речь идет о музыканте, выбирающем настройщика, то здесь критерий - инструмент. После работы настройщика музыканты садятся, проверяют настройку пианино или рояля. Хотя это тоже проблема, потому что... дело в том, что в работе настройщика есть вещи, которые музыканты не очень понимают, потому им кажется, что настройщик никак не может слышать лучше музыканта. На самом деле здесь речь идет совершенно о других понятиях. У струнников слух очень развит, но ведь они оперируют понятиями... как бы Вам сказать... У пианистов самый маленький интервал полтона, у струнников и духовиков... у них интервальная зона значительно расширяется. Скажем, показываешь нормальную октаву, а ему кажется, что занижено, надо бы повысить, потому что он сравнивает со своим восприятием, а настройщик настраивает по физическим законам, и главное упорядочить биения, или свести их к какому-то четкому числу.
...Вот с музыкантами так. А люди, которые не понимают... Они просто вызывают настройщика. Это уже чисто человеческие вещи. Я считаю, что настройщик должен рассказать об инструменте, с которым он работает, куда он пришел. Что собой представляет инструмент. Как часто его нужно настраивать.Что хорошо, что неважно... Старый, новый... Огорчать не надо. Нужно только объяснить, что если идет гарантия - надо вызывать почаще, выявить дефекты, пока гарантия действует (на моей практике было несколько случаев, я выявлял дефекты, и инструмент меняли, добивались, хоть это было и непросто). Если старый инструмент и с заниженным строем - надо говорить, почему, допустим, его нельзя поднять, настроив в камертон. Потому что есть такие дефекты, которые просто не позволяют это сделать. А, скажем, настройщик, который отнесется формально, сделает настройку пианино в камертон без объяснений того, что там происходит. А все дефекты, которые там были вроде как застабилизированы, оживут, и инструмент через некоторое время выйдет из строя.

-А может, наоборот, настроит на полтона ниже, ничего не сказав.

Да, многие действительно приходят, молча что-то там делают - и уходят. А надо объяснить, что он сделал, почему он настроил на полтона ниже, что происходит с инструментом. И если у ребенка нет абсолютного слуха, то, в общем, это можно и оставить.

-Это тема о том, что должен сделать настройщик, если он уважает себя. Вопрос же в другом: вот пришел человек. Но люди не понимают: хороший он специалист, не хороший... что он там настроил... Не у всех есть слух.

Ну, нет здесь нет такой лакмусовой бумажки. Есть настройщики, которые терпеть не могут общаться с клиентами. Вот приходит он букой, сделает, уходит. И, кстати, может все сделать хорошо. В конце концов, важен результат. Если претензий к инструменту нет...

-Насколько важна рекомендация? Могу ли я открыть, скажем, газету, и найти хорошего мастера там?

Абсолютно тоже самое, как если вы приводите того же телевизионного мастера. Правда, настройщик все же более редкая когорта мастеров, ну, и кто-то считает, что если настройщик в прошлом музыкант -это важно. Я сам не очень большое значение придаю этому, но дело в том, что я сам в прошлом музыкант. И, может быть, те вещи, на которые я внимание не обращаю, потому что для меня это само собой разумеется, для настройщика, который не имеет музыкантского прошлого - проблема. Может быть и так, я допускаю, что это важно. Для самой настройки, я считаю, это не имеет значение. Я, кстати, выдаю здесь не очень хороший секрет. Все считают, что если бывший музыкант, то он настраивает несравнимо лучше. Вот лучший настройщик Москвы и Московской области, да и вообще, можно сказать, что и России, Евгений Георгиевич Артамонов, не имеет музыкантского прошлого. Это просто добросовестная работа.

Полная версия интервью


настройка фортепиано >>

1 коммент.:

Анонимный 7.3.11  

Великолепное интервью! Спасибо!

Если Вам понравилось содержание, поделитесь, пожалуйста, ссылкой на сайт с другими в интернете.
Добавить страницу в .....





Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100

  © template by Ourblogtemplates.com 2008

НА ГЛАВНУЮ