Т.А.Чудова:"Плохих жанров нет"

>> 19.05.2009

в начало темы>>

-А куда в последнее время движется музыка?

-Все движется, и музыка вместе со всем. При мне телефонизировали Москву, при мне соседка по коммуналке купила телевизор, и все ходили к ней смотреть, потому что он был один на квартиру, где жило 29 человек. А сейчас, смотрите, как вырос уровень техники - мобильные телефоны, компьютеры... И музыка так же развивается, идет вперед. Допустим, музыка XIX века кажется нам простой по сравнению с музыкой на сто лет позже. Развиваются уши человека, и развивается его умение различать разные звуки. Когда развиваются какие-то органы - а человек всегда находится в развитии, и на протяжении жизни, и на протяжении поколений, развивается и слух. Слух требует впечатлений. И эти впечатления он получает от новой музыки. Она обновляется гармонически, информационно, причем академическая музыка развивается особенно интересно, потому что ее воспринимают самые интеллектуальные люди, они могут воспринимать и очень сложную музыку. Поэтому она развивается очень активно. По линии усложнения, конечно. Песни стали тоже усложняться. Какие были простые песни: "э-э-х, дороги, пыль да туман..." и т.д. Сейчас же песни гораздо сложнее, столько в них наворочено, звуки, ритм, барабаны... Поток информации гораздо больше. Усложняется эстрада, появляются новые инструменты. Возьмите, например, электрогитару...

-Это ведь практически новый инструмент, причем с огромными возможностями.

-Конечно! И это тоже говорит о развитии. Смотрите: ткнул в современном синтезаторе кнопку - и он поет тебе кларнетом, ткнул другую - баяном, органом и пр. И это замечательно, потому что дает новые возможности. К тому же это позволяет композиторам услышать, например, как звучит оркестровое произведение еще на стадии написания, до привлечения для исполнения музыкантов.

-Как вы относитесь к точке зрения, что современная академическая музыка существует где-то как-то, ее не видать, не слыхать, застой и отсутствие имен?

-Это, к сожалению, от отсутствия нашей культуры. Все, что пишут композиторы, практически сейчас не играют. На самом деле все есть. Я, как член Союза композиторов, постоянно бываю на прослушиваниях. Музыки пишется очень много: и опер, и балетов, и хоров, и камерной музыки, и симфонической... Пишется много. Но, к сожалению, настолько мало денег идет из бюджета на оркестры, на.... вот я приношу свою 4-ю симфонию и прошу дирижера ее сыграть. Мне говорят: давайте миллион - мы Вам сыграем. Где я возьму этот миллион? Не мне платят за симфонию, которую я написала, а я должна платить за исполнение.

-Так ведь когда-то так же было.

-Ничего подобного. При советской власти, скажем так, было министерство культуры, которое выделяло средства для содержания этих оркестров. Эти оркестры питались нашей музыкой. Были фестивали, пленумы, съезды, где исполнялась наша новая музыка. Премьеры были, оперы, балеты наши ставили. В Министерстве культуры приобретали наши произведения. Вот написала я квартет струнный, несу туда. Там комиссия
прослушивает, считает, что музыка хорошая, нужно приобрести. Выплачивает за труд мой гонорар.

-А если не считает?

-Значит, пиши хорошую музыку.

-А может, она хорошая, но не понравилась комиссии.

-Ничего подобного. Там сидит экспертный совет из наших же композиторов, музыкантов, которые все-таки могут отличить, какая музыка талантлива, а какая - поделка.

-Фактически это был один крупный меценат, который и оплачивал труд музыкантов. Как и до того.

-Ну да, и всегда они были, у Чайковского была Надежда фон Мекк, у Гайдна был Эстерхази... Ну так пожалуйста, какая нам разница, как называется наш меценат!

-Так и сейчас можно найти какой-нибудь банк, к примеру.

-Правильно, но они же не хотят, они удавятся, лучше деньги проиграют в казино, но не отдадут композитору за написанную симфонию. Сейчас просто деньги не у тех людей. Некультурных, незнающих, необразованных. Купить десять машин, десять квартир, десять яхт, ненужных совершенно...

-Ну а тот же Бах тоже стал широкоизвестен только через сотню лет после смерти. А при жизни особо при деньгах не был.

-Да, Мендельсон его открыл. А богатство... Не нужно оно. Ну не нужно много всего. чтобы тебя уже охраняли и стреляли. Вот есть какой-то средний уровень - хорошо одет, поел, есть куда и на что пойти, что-то купить... и все, больше ничего не надо. Много - это плохо. У богатых людей, которых надо охранять от их собственных денег, просто крыша едет, у них совершенно другая психология.

-Вопрос-то не в богатых людях, а в музыкантах, чтобы деньги у них были и они могли спокойно творить, не думая, что бы покушать.

-В том-то все и дело. Эти деньги от нас и перекочевали туда, у нас их отобрали.

-Насколько вы разделяете или допускаете объединение, слияние различных жанров в музыке? Насколько Вы допускаете для себя популярные жанры?

-Я все допускаю. Композитор должен уметь все. От простой песни до симфонии, оперы и балета. Все. Иначе он не профессионал. Но дело в том, что и плохих жанров нет. Вот так - я симфонист и песни ненавижу - быть не должно. И популярные жанры хорошие, песня, и рок-музыка, и диско, и киномузыка, и все, что хочешь. Но качество всего этого должно быть высочайшее. То есть, эта музыка должна быть не поделкой, а талантливой. Тогда она хороша. Дурных жанров нет, есть дурные композиторы, поделки, неталантливые люди.

-Везде так.

-Естественно. Симфонию можно тоже пошлую написать. В то же время, вот, к примеру, Pink Floyd - мне кажется, они хорошо работают. Главное - все должно быть идеально сделано. И сочинено, и исполняемо.

-То есть, очередная "Фабрика..." тоже может быть хорошей? Я имею в виду не качество исполнения, записи, а уровень самой музыки.

-Конечно. И я хочу сказать, что каждая "Фабрика..." оставляла после себя хотя бы две-три хороших песни. Я, например, помню замечательную песню Юли Савичевой "Высоко". Гениальная совершенно песня. Так постепенно разворачивалась, зрела. Причем она плакала даже, когда пела, потому что она практически этой песней молилась. Но вместе с хорошими песнями много мусора было, и мы их уже не помним. А вот такие песни помним. Так что дело не в жанре, а в качестве. Любая песня должна быть сделана талантливо.

-А что Вы думаете насчет так называемого "русского шансона", он может быть качественным со своим незатейливым набором аккордов?

-Ну, тут должно быть исполнение хорошим. Вот к Дню Победы передавали концерт Шульженко. Старый концерт из Колонного зала, где она в красном платье. Замечательно пела! Популярные простые песни. Что уж может быть проще "Синенького платочка"! Но она так играла! Она проживала судьбу песни за три-четыре минуты, она ее разыгрывала. Или ее знаменитая песня "Три вальса". Юность, зрелость и старость. Совершенно гениально сделано. И как она голосом управляет... а простая песня, что там петь-то - три аккорда. Значит, и исполнение должно быть гениальное.

-Сейчас музыка развивается, усложняется. Насколько ее современные формы доступны для понимания в детском возрасте? Не нужно ли начинать с более простых, традиционных форм?

-Прекрасно понимается. С самого начала нужно браться за них. Чем раньше давать слушать красивые новые гармонии ребенку - тем быстрее он развивается. Вы подумайте: ко мне приходят дети, которые сочиняют музыку. Ведь они взрослые люди уже. У них ум совершенно другой. Они созревают быстрей. Они уже думают, читают, слышат в музыке что-то еще...

-То есть не нужно иметь в качестве базы для восприятия современной музыки все предыдущие музыкальные эпохи, которые каждое поколение перед созданием чего-то нового впитывает в себя?

-Конечно, прежде всего необходимо академическое образование. То есть от начала музыки ребенку надо все дать. Пройти через Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Бетховена... Но ведь все можно делать параллельно. К тому же обязательно в образовании надо учитывать наши корни, нашу многовековую историю. Так что я за академическое образование с одновременным освоением современных понятий. И они быстрее образовываются, зреют, умнеют. А сопливое детство - это все ерунда, оно никому не нужно. Все время надо давать ребенку какую-то нагрузку.

-Так надо выводить на новый уровень музыкальное образование, обучение педагогов. Где их, хороших, столько взять?

-Все упирается, опять-таки, в деньги. Можно было открыть много вузов, учить, выпускать. А сейчас училища закрывают, школы музыкальные.

-А ведь в этих самых училищах и наготовили преподавателей, которые сидят по музшколам, уставшие от жизни. Которым бы отсидеть часы - и домой. Своих проблем полно, так еще на чужих детей нервы трать!

-Если бы платили больше, так и молодежь бы туда шла. С горящими сердцами... А сейчас что? В Московской области живет 20 миллионов людей. Было шесть училищ. Сейчас останется одно! Закрывают. Разум есть у людей, которые закрывают? На 20 миллионов оставлять одно музыкальное училище!
Вот вам и музыкальное образование.



Уроки музыки. Взгляд с другой стороны >>

Читать дальше...

Т.А.Чудова: "Музыкальное образование нужно абсолютно всем"

в начало темы >>


-Татьяна Алексеевна, как композитор и профессор Московской государственной консерватории Вы совмещаете в себе две ипостаси - музыканта и педагога. Причем искусству композиции у Вас учатся и вполне взрослые люди, и маленькие дети. Конечно же, интернет-ресурс с названием "Наши музыкальные дети" просто не мог не обратиться к Вам с просьбой рассказать о проблемах и перспективах музыкального воспитания наших детей.

-Прежде всего я хочу поблагодарить Вас за то, что Вы заинтересовались этой проблемой, талантливых детей-музыкантов. Потому что только кажется, что их немного. На самом деле талантливых детей много, и самая главная задача родителей подметить у ребенка склонности и способности к тому или иному делу. К лепке, к рисованию, к танцу, к пению и.т.д. Я твердо убеждена, что заниматься надо тем делом, способности к которому человеку от Бога, от жизни, от судьбы - как хотите.

Повторю, обращаясь к родителям: подмечайте склонности ваших детей. Потому что если ребенок будет заниматься тем, что дано ему в дар свыше, то это, прежде всего, будет приносить ему радость. И будет быстрее и лучше получаться. Самое главное - выбрать себе дело по своим наклонностям, способностям, и испытывать от этого радость, счастье. И это будет уже судьба, просто судьба.

Поэтому родители, которые подмечают у своих детей, допустим, тягу к красоте звука, должны понимать, что его слух настроен на то, что требует звуковой красоты. А раз так - его надо учить музыке, и чем раньше - тем лучше.

-В каком возрасте такие наклонности можно достаточно четко выявить?

-Это зависит от одаренности. Чем более яркая - тем раньше.Правда, если смотреть на примере моей семьи, то я уже четвертое поколение музыкантов, поэтому у меня все по-другому было. Я музыку слышала уже в утробе матери. Естественно, это все передавалось. Музыка звучала все время. Мама у меня была домристкой , руководителем оркестра русских народных инструментов, а папа скрипач и трубач, он тоже учился в МГК. Музыку я слушала в детстве и в оркестре у мамы.

Все это, конечно, формировало мои способности, которые проявились очень рано. А в три года я уже совершенно осознанно подбирала какие-то мелодии, услышанные мною по радио, или исполняемые родителями.

Первую свою польку под названием "Тата-Тата-Таточка" - меня папа называл Тата, не Татьяна, не Таня, а Таточка - я написала в 3 года 10 месяцев. Я ее, видимо, подобрала, а папа записал. Потому что, конечно, я еще писать не умела. И вот этот листочек с надписью "Таточке 3 года 10 месяцев, полька "Тата-Тата-Таточка" у меня до сих пор хранится. Отец тоже сочинял музыку. Я слышала как он это делает, и когда меня спрашивали что я буду делать, я говорила: буду композитором. Я с самого раннего детства знала, что буду композитором. У меня звучала музыка в голове и я ее, естественно, передавала руками на инструменте.

Слава Богу, родители это подметили и рано начали меня учить музыке. В Центральную музыкальную школу меня приняли около 4,5 лет, а в 5 лет я уже играла в Малом зале здесь, в консерватории. Правда, играла "Бирюльки" Майкапара, маленькие пьески, но тем не менее. Можно сказать, была вундеркиндом. Но я на это никогда не обращала внимание. Помимо таланта тут нужен большой труд, а надо сказать, я никогда не была исключением и мне тоже не хотелось заниматься. Мне все легко давалось: несколько минут, пьеса выучена, и все, больше меня это не интересовало. Как всегда, я считала, что это неинтересно, поэтому я много лентяйничала, не хотела заниматься, выискивала всяческие уловки. Но мои родители понимали, что у меня большие способности, к ним бы еще приложить труд, и было бы просто идеально, и меня заставляли. На шкафу был вбит гвоздь, и на нем висела веревка, ну, или ремень, и это все было на виду: если я что-то допущу, веревка меня накажет.

-И наказывала?

-Нет, меня не наказывали никогда. Но веревка висела. Я скажу, что первый этап, когда ставятся ручки, когда приобретаются навыки игры самые начальные, наиболее неприятный. Трудолюбие нужно, а у ребенка оно еще не воспитано. Пройдя этот этап, уже заинтересовываешься, начинаешь играть более сложные вещи. Гармонии красивые, мелодия красивая, музыка красивая. Уже начинается Григ. Черни приходится играть меньше, играется Прокофьев, потом Бизе, что-то из Шопена и т.д. Уже идет настоящая музыка. Уже получаешь удовольствие оттого, что играешь звуковую красоту. Таким образом втягиваешься. А потом, когда понимаешь, что и Моцарт красив, и Бетховен, и Равель, и Дебюсси, и Шопен, и Шуман, и Шуберт, человеку уже просто невозможно оторваться. Хочется играть, играть, играть... у меня лично так было.

Важно пройти этот первый этап, победить, когда ручка бегает, все берешь, и аккорд тоже, и уже красиво получается.

Я тогда очень любила выступать. Доля артистизма все-таки была у меня...

-А не было паузы в этом? У меня сын раньше тоже с большим удовольствием забирался на сцену и вел себя там совершенно естественно и раскованно. Еще и похлопает сам себе. Но со временем начал волноваться, стесняться, бояться, искать поводы не выходить на нее...

-Да он по-прежнему любит выступать, просто чувствует, что не готов, может ошибиться. Дело в труде. Страхи, нежелания - все это лень. По заднице (ой! а как же веревка, не снимавшаяся со стены? - прим. aleksvet) - и будет прекрасно заниматься. Я со своими не церемонилась - у меня трое, и все профессиональные музыканты.Т.Чудова, Последняя колыбельная, Большой зал МГК, 16.05.09





Большой зал МГК, 16 мая 2009г.
Т.Чудова "Последняя колыбельная"
соло на гобое - сын Т.Чудовой Иван Паисов






-Вы оставляли им возможность выбора?

-Прежде всего я подметила в них невероятную музыкальность. У них абсолютный слух, безумно любят музыку, еще маленькие шепелявили:"мама, поставь, позалуста, Стлавинского". Очень любили "Жар-птицу", про Кащея было миллион раз. Это современная музыка. Сказочность понравилась, и оторваться было невозможно.

-Нередко встречается такое явление: детский консерватизм. Ребенок живет в рамках знакомого, а ничего нового не надо, хоть рассстреляй, начиная с одежды и заканчивая нежеланием слушать что-то новое и бесконечным прослушиванием уже знакомого?

-Но вы же взрослые, вы умнее, вы должны подсовывать. Не "давай вот мы с тобой сейчас...", а поставьте потихоньку, в уши-то влезает. У меня было по-другому: из детей просто перло, часами просили: мама сыграй это, сыграй то... Вот я их посажу троих, да еще у меня и специально написанные песенки для моих детей, чтобы их развлечь, так в уши хорошая музыка влезала. А так как я профессионал, у меня уже была отобрана и такая, и сякая, и шутливая, и романтическая - у них вкус развивался. Ко мне приходят студенты - опять же они велей-неволей слушали, что звучит. Поэтому абсолютно они ни на чем не замыкались, они прекрасно сочиняли музыку, могут любую обработку сделать, аранжировку, очень творческие люди.

-Насколько широко, массово нужно музыкальное образование?

-Абсолютно всем нужно. Даже если у человека нет слуха, все равно ему нужно музыкальное образование. Прежде всего, это же определенная культура. Представьте, если убрать красный цвет. Это большой ущерб: есть все цвета, кроме красного.

-Ничего , живут дальтоники.

-Да есть больные люди, слепые, глухие - это же несчастные люди. Это плохо, но что сделать если так случилось. А нормальные люди все должны слушать.

-В каком виде это должно происходить не избирательно, для наиболее одаренных, а для всех?

-Что такое музыка? Это звуки, которые, как физическое явление, выражаются колебаниями. Это определенный поток энергии. Когда эта энергия идет от ноты до - энергетика одна, от ноты ре - уже другая, ля бемоль - иная. Эти колебания не совпадают как физическое явление и они несут некие различного свойства возмущения, которые мы слышим, не отдавая себе отчет, что именно мы слышим. Кажется, что мы слышим музыку. На самом деле в человека входит энергия. С этой красотой звуковой через уши входит в сердце в душу, и это называется духовная пища. Если мы не дадим такую пищу человеку, лишим его музыки, живописи, поэзии, литературы и прочее - будут дебилы, просто дебилы. Которые будут есть, работать, испражняться - и все. А вот когда они свой ум насыщают этой энергетикой, которая идет и от живописи, и от поэзии и от звукосочетаний, и от буквосочетаний...

Выяснили что, произнося молитвы, мы произносим определенный набор звуков которые в своем сочетании так воздействуют на окружающий мир, на ауру, на эфир, что они сбываются, мы делаем посыл, программу и она сбывается.

Я лично считаю что надо всех приучать к этому, воспитывать в детях навык восприятия такой энергетики, в том числе в виде музыки, живописи и т.д. Причем чем сильнее музыкальное произведение, тем сильнее от него энергетический поток. Вы не представляете, какое удовольствие получает человек, который давно не слышал оркестр, и вдруг попадает на концерт и слушает, к примеру, 6-ю симфонию Чайковского. Это такой восторг, такой энергетический поток, каждый из 120 музыкантов выдает из себя энергетику, с душой играет, переживает, этот поток идет на зрителей, с некоторыми даже плохо делается, настолько сильное воздействие.

А как делать? В каждой школе должны быть настоящие хорошие уроки музыки, которые "растут" вместе с детьми. В 80% школ в стране нет музыки, что вы хотите, просто нет такого предмета. Может он и есть в перечне, но некому вести, нет специалистов.

-Так ведь и раньше было то же.

-А была церковь, и все пели. У меня отец был очень старенький, он в свое время застал в школе и Закон Божий, и хоры пели, и слух был развитый, и все умели петь и все службы все знали. Не было музыки в школе, но была церковь, которая учила детей петь. И это была тоже культура. Которую у нас отняли, а ничего не дали. Поэтому у нас в школах и нет такого предмета. Слава Богу это потихоньку возрождается, и дети поют...

-Но не в школах.

-Да, в школах мало поют. И поют, в общем-то, тоже попсовые песни.

-В какой-то мере ведь спрос рождает предложение.

-Из поколения в поколение истощается и истощается, скажем так, культурный слой. Раз меня не учили - чему я могу научить! Я, допустим, была ребенком, и меня не научили. Я выросла, стала педагогом - так чему я буду учить! Какой музыке?

-Некоторые родители так и говорят: мне неинтересна классическая музыка - так что моим детям ее слушать!

-Ну, это глупые родители, прежде всего потому, что они не попытались ее понять. В конце концов, есть разумное отношение к жизни. Ведь раз эта музыка существует, значит, она для чего-то существует. Значит, можно поинтересоваться, если ты мыслящий человек. А почему эта музыка все-же интересует кого-то? А чем я хуже, а почему я не могу понять ее?

-На этот счет есть другая точка зрения, достаточно распространенная: вот интеллигенты-снобы сидят с кислыми минами, слушают эту музыку. Пусть себе сидят. А мы тут нормально живем, слушаем нормальную музыку и радуемся.

-Ну... Это уже такая бедность. Да масса и не должна быть целиком интеллигентна, уж так скажем. Вот сейчас молодежь, допустим, 14-15-16 лет... Им нужен рэп, прокалывать носы,уши, губы, брови, выстригать чего-то где-то... Это происходит лет до двадцати. Потом человек умнеет, и ему хочется новых впечатлений. Он идет в какие-то клубы, слушает группы и все такое прочее. И это проходит лет до 26-27. Ум развивается, потребности тоже. В 40 лет человек уже не пойдет прокалывать себе разные места и слушать пустую музыку. Люди идут на другие концерты... К этому приходят. Ну, если человек не дебил, конечно, который не живет, а существует, как амеба.

И надо стараться умнеть уже в детстве. Созревает человек с разной биологической и умственной скоростью. Кто старик в 30 лет, а кто и в 60 еще многое может сделать, у него все и кипит, и горит.

продолжение >>

Читать дальше...

Т.А.Чудова: композитор и педагог

>> 13.05.2009

Для начала краткая справка.

Чудова Татьяна Алексеевна


композитор Чудова Татьяна АлексеевнаТ. А. Чудова - композитор, заслуженный деятель искусств РФ, член Союза композиторов РФ, лауреат премии Ленинского комсомола, профессор Московской консерватории.

Ученица Тихона Хренникова и Эдисона Денисова. Ассистент Т.Хренникова на протяжении 20 лет.

Лауреат российских и международных конкурсов, фестивалей.

Татьяна Чудова - автор более 500 музыкальных произведений различных форм (балеты, симфонии, концерты и сюиты для различных инструментов с оркестром, хоровые произведения, множество сочинений для детей.

Организатор, член жюри и председатель большого количества российских и международных композиторских конкурсов.

Преподаватель в Московской консерватории, Центральной музыкальной школе, Музыкальном колледже и Московском государственном институте музыки им. А.Г. Шнитке, Академическом музыкальном колледже при Московской консерватории, других музыкальных образовательных учреждениях.

Татьяна Алексеевна Чудова - неутомимый педагог-подвижник, воспитавшая более полутора сотен учеников, в классе у которой одинаково увлеченно (все вместе!) учатся и практически состоявшиеся музыканты - аспиранты консерватории, и пока еще лишь подающие надежды малыши.

С этим замечательным человеком мы будем здесь беседовать о детях, о музыкальном воспитании , о музыке и путях ее развития.

интервью с композитором Т.Чудовой>>




Как быть в курсе всех новых материалов сайта

Читать дальше...

Прелюдии Баха: от любви до ненависти и обратно

>> 07.05.2009

"Ненавижу Баха!"
(детское народное)


Не думаю, что я единственный, кто неоднократно имел "удовольствие" слышать подобные откровения при раскрытых нотах какой-нибудь прелюдии Баха.

Иоганн Себастьян Бах входит в обязательную программу музыкальной школы, и та или иная прелюдия Баха сопровождает учеников не один год учебы. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. По программе обязательна полифония, не самый простой вид музыки, и изучают ее на примере Баха. Причем принято считать, что Бах требует строгого исполнения, тщательной проработки каждой детали, и не допускает особых вольностей (это не вполне правильно). Так что реакция достаточно предсказуемая (не у всех, конечно).

Нет, я ничего не имею против него, и даже наоборот. Но можно было бы, наверное, разбавлять очередную полифоническую прелюдию Баха чем-нибудь и кем-нибудь еще из той эпохи с аналогичными по стилю произведениями. И музыкальный кругозор расширяет, и слово "Бах", быть может, больше положительных эмоций вызывать будет... Чем плох, к примеру, Пахельбель в роли психологического буфера?

Объяснение сложившейся ситуации, конечно, можно найти. Бах много писал именно педагогических произведений. Однако вряд ли на это можно заодно списать и нынешнюю утвержденно-методически-преподавательскую закостенелость. Так сказать, на местах.

Впрочем, и к прелюдиям можно подобраться с нужной стороны. Сейчас мы учимся в музыкальной школе, где полифония изучается не только на примере Баха. И случилось чудо! Как-то раз в один ничем (казалось бы) не приметный вечер самый ненавистный из композиторов вдруг взял, да и явственно зазвучал из комнаты девятилетнего сына. Причем зазвучал в форме прекрасной Прелюдии до мажор из первого тома Хорошо темперированного клавира Баха. Заметьте, напрочь отсутствующей в его программе обучения.

Сказать по правде, прекрасной она еще только могла стать, потому что сию Прелюдию сын ни с того, ни с сего вдруг решил не просто сыграть, а... подобрать. И что вы думаете - подобрал! Ну, почти. Кое-какие не столь уж значительные "опечатки", конечно были. Но это не главное! Ведь сам захотел!

На мой взгляд, все прелюдии Баха, которые сын изучал по программе, чрезвычайно хороши. Однако, в отличие от других, именно эта не шла в обязательном порядке. Строго говоря, ее вообще не было ни в программе, ни в учебной хрестоматии даже факультативно. И вот вам результат. Да и тотальная идиосинкразия к Баху постепенно сошла на нет.

"Хорошо темперированный клавир" Иоганна Себастьяна Баха (ХТК) - совершенно монументальное произведение (причем не только вследствие вышеописанного). В масштабах, несколько больших, чем внутрисемейные, ХТК продемонстрировал преимущества и широчайшие возможности использования в музыке равномерно темперированного строя - основы современной музыки. Пожалуй, можно сказать, что ХТК и положил начало его всеобщему распространению и применению.

Прелюдия до мажор открывает Клавир и она же наиболее известна и популярна. Если остальные части ХТК знакомы далеко не всем (исключая среду музыкантов, конечно), то его Прелюдию до мажор не слышал разве что только глухой или же совсем дремучий человек.

ХТК, как и большая часть произведений Баха, несет в себе глубокое философско-религиозное содержание. Его первая часть, включающая прелюдию и фугу до мажор, символизируют евангельский сюжет Благовещения - сообщение архангелом Гавриилом Деве Марии благой вести о предстоящем зачатии от Святого Духа.

От этого сюжета оттолкнулся и Ш.Ф.Гуно, создав свою столь же бессмертную, как и Прелюдия Баха, "Aве Марию". Которую наверняка знают уже и глухие, и совсем темные тоже. Напрашивается вопрос: а при чем здесь, собственно, Гуно? Да при том, что его "Аве Мария" - не то, чтобы совсем его. В основе лежит все та же Прелюдия до мажор И.С.Баха. Впрочем, последний вряд ли в обиде: и времени много минуло, и результат уж слишком хорош.
P.S.Заметьте: уже третья "Аве Мария" - и третий раз путаница!

Хорошо темперированный клавир Иоганна Себастьяна Баха, Прелюдия до мажор, ноты скачать
ХТК, прелюдия до мажор, стр.2






"Хорошо темперированный клавир" на CD:
Гленн Гульд. Бах. Хорошо темперированный клавир на ozon.ru. Часть 1-я из 3-х

скачать "Хорошо темперированный клавир" в формате mp3:
И.С. Бах. Хорошо темперированный клавир, том 1. исп.Гленн ГульдИ.С. Бах. Хорошо темперированный клавир, том 2, ч.1. исп.Гленн ГульдИ.С. Бах. Хорошо темперированный клавир, том 2, ч.2. исп.Гленн Гульд











стоит посмотреть:
Аве Мария - Франц Шуберт >>
Ave Maria - Владимир Вавилов, Джулио Каччини >>
Ave Maria - Шарль Гуно>>
"Канцона" - "Город золотой". Владимир Вавилов или Франческо да Милано: кто же автор? >>

Читать дальше...
Если Вам понравилось содержание, поделитесь, пожалуйста, ссылкой на сайт с другими в интернете.
Добавить страницу в .....





Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100

  © template by Ourblogtemplates.com 2008

НА ГЛАВНУЮ