Т.А.Чудова: "Музыкальное образование нужно абсолютно всем"

>> 19.05.2009

в начало темы >>


-Татьяна Алексеевна, как композитор и профессор Московской государственной консерватории Вы совмещаете в себе две ипостаси - музыканта и педагога. Причем искусству композиции у Вас учатся и вполне взрослые люди, и маленькие дети. Конечно же, интернет-ресурс с названием "Наши музыкальные дети" просто не мог не обратиться к Вам с просьбой рассказать о проблемах и перспективах музыкального воспитания наших детей.

-Прежде всего я хочу поблагодарить Вас за то, что Вы заинтересовались этой проблемой, талантливых детей-музыкантов. Потому что только кажется, что их немного. На самом деле талантливых детей много, и самая главная задача родителей подметить у ребенка склонности и способности к тому или иному делу. К лепке, к рисованию, к танцу, к пению и.т.д. Я твердо убеждена, что заниматься надо тем делом, способности к которому человеку от Бога, от жизни, от судьбы - как хотите.

Повторю, обращаясь к родителям: подмечайте склонности ваших детей. Потому что если ребенок будет заниматься тем, что дано ему в дар свыше, то это, прежде всего, будет приносить ему радость. И будет быстрее и лучше получаться. Самое главное - выбрать себе дело по своим наклонностям, способностям, и испытывать от этого радость, счастье. И это будет уже судьба, просто судьба.

Поэтому родители, которые подмечают у своих детей, допустим, тягу к красоте звука, должны понимать, что его слух настроен на то, что требует звуковой красоты. А раз так - его надо учить музыке, и чем раньше - тем лучше.

-В каком возрасте такие наклонности можно достаточно четко выявить?

-Это зависит от одаренности. Чем более яркая - тем раньше.Правда, если смотреть на примере моей семьи, то я уже четвертое поколение музыкантов, поэтому у меня все по-другому было. Я музыку слышала уже в утробе матери. Естественно, это все передавалось. Музыка звучала все время. Мама у меня была домристкой , руководителем оркестра русских народных инструментов, а папа скрипач и трубач, он тоже учился в МГК. Музыку я слушала в детстве и в оркестре у мамы.

Все это, конечно, формировало мои способности, которые проявились очень рано. А в три года я уже совершенно осознанно подбирала какие-то мелодии, услышанные мною по радио, или исполняемые родителями.

Первую свою польку под названием "Тата-Тата-Таточка" - меня папа называл Тата, не Татьяна, не Таня, а Таточка - я написала в 3 года 10 месяцев. Я ее, видимо, подобрала, а папа записал. Потому что, конечно, я еще писать не умела. И вот этот листочек с надписью "Таточке 3 года 10 месяцев, полька "Тата-Тата-Таточка" у меня до сих пор хранится. Отец тоже сочинял музыку. Я слышала как он это делает, и когда меня спрашивали что я буду делать, я говорила: буду композитором. Я с самого раннего детства знала, что буду композитором. У меня звучала музыка в голове и я ее, естественно, передавала руками на инструменте.

Слава Богу, родители это подметили и рано начали меня учить музыке. В Центральную музыкальную школу меня приняли около 4,5 лет, а в 5 лет я уже играла в Малом зале здесь, в консерватории. Правда, играла "Бирюльки" Майкапара, маленькие пьески, но тем не менее. Можно сказать, была вундеркиндом. Но я на это никогда не обращала внимание. Помимо таланта тут нужен большой труд, а надо сказать, я никогда не была исключением и мне тоже не хотелось заниматься. Мне все легко давалось: несколько минут, пьеса выучена, и все, больше меня это не интересовало. Как всегда, я считала, что это неинтересно, поэтому я много лентяйничала, не хотела заниматься, выискивала всяческие уловки. Но мои родители понимали, что у меня большие способности, к ним бы еще приложить труд, и было бы просто идеально, и меня заставляли. На шкафу был вбит гвоздь, и на нем висела веревка, ну, или ремень, и это все было на виду: если я что-то допущу, веревка меня накажет.

-И наказывала?

-Нет, меня не наказывали никогда. Но веревка висела. Я скажу, что первый этап, когда ставятся ручки, когда приобретаются навыки игры самые начальные, наиболее неприятный. Трудолюбие нужно, а у ребенка оно еще не воспитано. Пройдя этот этап, уже заинтересовываешься, начинаешь играть более сложные вещи. Гармонии красивые, мелодия красивая, музыка красивая. Уже начинается Григ. Черни приходится играть меньше, играется Прокофьев, потом Бизе, что-то из Шопена и т.д. Уже идет настоящая музыка. Уже получаешь удовольствие оттого, что играешь звуковую красоту. Таким образом втягиваешься. А потом, когда понимаешь, что и Моцарт красив, и Бетховен, и Равель, и Дебюсси, и Шопен, и Шуман, и Шуберт, человеку уже просто невозможно оторваться. Хочется играть, играть, играть... у меня лично так было.

Важно пройти этот первый этап, победить, когда ручка бегает, все берешь, и аккорд тоже, и уже красиво получается.

Я тогда очень любила выступать. Доля артистизма все-таки была у меня...

-А не было паузы в этом? У меня сын раньше тоже с большим удовольствием забирался на сцену и вел себя там совершенно естественно и раскованно. Еще и похлопает сам себе. Но со временем начал волноваться, стесняться, бояться, искать поводы не выходить на нее...

-Да он по-прежнему любит выступать, просто чувствует, что не готов, может ошибиться. Дело в труде. Страхи, нежелания - все это лень. По заднице (ой! а как же веревка, не снимавшаяся со стены? - прим. aleksvet) - и будет прекрасно заниматься. Я со своими не церемонилась - у меня трое, и все профессиональные музыканты.Т.Чудова, Последняя колыбельная, Большой зал МГК, 16.05.09





Большой зал МГК, 16 мая 2009г.
Т.Чудова "Последняя колыбельная"
соло на гобое - сын Т.Чудовой Иван Паисов






-Вы оставляли им возможность выбора?

-Прежде всего я подметила в них невероятную музыкальность. У них абсолютный слух, безумно любят музыку, еще маленькие шепелявили:"мама, поставь, позалуста, Стлавинского". Очень любили "Жар-птицу", про Кащея было миллион раз. Это современная музыка. Сказочность понравилась, и оторваться было невозможно.

-Нередко встречается такое явление: детский консерватизм. Ребенок живет в рамках знакомого, а ничего нового не надо, хоть рассстреляй, начиная с одежды и заканчивая нежеланием слушать что-то новое и бесконечным прослушиванием уже знакомого?

-Но вы же взрослые, вы умнее, вы должны подсовывать. Не "давай вот мы с тобой сейчас...", а поставьте потихоньку, в уши-то влезает. У меня было по-другому: из детей просто перло, часами просили: мама сыграй это, сыграй то... Вот я их посажу троих, да еще у меня и специально написанные песенки для моих детей, чтобы их развлечь, так в уши хорошая музыка влезала. А так как я профессионал, у меня уже была отобрана и такая, и сякая, и шутливая, и романтическая - у них вкус развивался. Ко мне приходят студенты - опять же они велей-неволей слушали, что звучит. Поэтому абсолютно они ни на чем не замыкались, они прекрасно сочиняли музыку, могут любую обработку сделать, аранжировку, очень творческие люди.

-Насколько широко, массово нужно музыкальное образование?

-Абсолютно всем нужно. Даже если у человека нет слуха, все равно ему нужно музыкальное образование. Прежде всего, это же определенная культура. Представьте, если убрать красный цвет. Это большой ущерб: есть все цвета, кроме красного.

-Ничего , живут дальтоники.

-Да есть больные люди, слепые, глухие - это же несчастные люди. Это плохо, но что сделать если так случилось. А нормальные люди все должны слушать.

-В каком виде это должно происходить не избирательно, для наиболее одаренных, а для всех?

-Что такое музыка? Это звуки, которые, как физическое явление, выражаются колебаниями. Это определенный поток энергии. Когда эта энергия идет от ноты до - энергетика одна, от ноты ре - уже другая, ля бемоль - иная. Эти колебания не совпадают как физическое явление и они несут некие различного свойства возмущения, которые мы слышим, не отдавая себе отчет, что именно мы слышим. Кажется, что мы слышим музыку. На самом деле в человека входит энергия. С этой красотой звуковой через уши входит в сердце в душу, и это называется духовная пища. Если мы не дадим такую пищу человеку, лишим его музыки, живописи, поэзии, литературы и прочее - будут дебилы, просто дебилы. Которые будут есть, работать, испражняться - и все. А вот когда они свой ум насыщают этой энергетикой, которая идет и от живописи, и от поэзии и от звукосочетаний, и от буквосочетаний...

Выяснили что, произнося молитвы, мы произносим определенный набор звуков которые в своем сочетании так воздействуют на окружающий мир, на ауру, на эфир, что они сбываются, мы делаем посыл, программу и она сбывается.

Я лично считаю что надо всех приучать к этому, воспитывать в детях навык восприятия такой энергетики, в том числе в виде музыки, живописи и т.д. Причем чем сильнее музыкальное произведение, тем сильнее от него энергетический поток. Вы не представляете, какое удовольствие получает человек, который давно не слышал оркестр, и вдруг попадает на концерт и слушает, к примеру, 6-ю симфонию Чайковского. Это такой восторг, такой энергетический поток, каждый из 120 музыкантов выдает из себя энергетику, с душой играет, переживает, этот поток идет на зрителей, с некоторыми даже плохо делается, настолько сильное воздействие.

А как делать? В каждой школе должны быть настоящие хорошие уроки музыки, которые "растут" вместе с детьми. В 80% школ в стране нет музыки, что вы хотите, просто нет такого предмета. Может он и есть в перечне, но некому вести, нет специалистов.

-Так ведь и раньше было то же.

-А была церковь, и все пели. У меня отец был очень старенький, он в свое время застал в школе и Закон Божий, и хоры пели, и слух был развитый, и все умели петь и все службы все знали. Не было музыки в школе, но была церковь, которая учила детей петь. И это была тоже культура. Которую у нас отняли, а ничего не дали. Поэтому у нас в школах и нет такого предмета. Слава Богу это потихоньку возрождается, и дети поют...

-Но не в школах.

-Да, в школах мало поют. И поют, в общем-то, тоже попсовые песни.

-В какой-то мере ведь спрос рождает предложение.

-Из поколения в поколение истощается и истощается, скажем так, культурный слой. Раз меня не учили - чему я могу научить! Я, допустим, была ребенком, и меня не научили. Я выросла, стала педагогом - так чему я буду учить! Какой музыке?

-Некоторые родители так и говорят: мне неинтересна классическая музыка - так что моим детям ее слушать!

-Ну, это глупые родители, прежде всего потому, что они не попытались ее понять. В конце концов, есть разумное отношение к жизни. Ведь раз эта музыка существует, значит, она для чего-то существует. Значит, можно поинтересоваться, если ты мыслящий человек. А почему эта музыка все-же интересует кого-то? А чем я хуже, а почему я не могу понять ее?

-На этот счет есть другая точка зрения, достаточно распространенная: вот интеллигенты-снобы сидят с кислыми минами, слушают эту музыку. Пусть себе сидят. А мы тут нормально живем, слушаем нормальную музыку и радуемся.

-Ну... Это уже такая бедность. Да масса и не должна быть целиком интеллигентна, уж так скажем. Вот сейчас молодежь, допустим, 14-15-16 лет... Им нужен рэп, прокалывать носы,уши, губы, брови, выстригать чего-то где-то... Это происходит лет до двадцати. Потом человек умнеет, и ему хочется новых впечатлений. Он идет в какие-то клубы, слушает группы и все такое прочее. И это проходит лет до 26-27. Ум развивается, потребности тоже. В 40 лет человек уже не пойдет прокалывать себе разные места и слушать пустую музыку. Люди идут на другие концерты... К этому приходят. Ну, если человек не дебил, конечно, который не живет, а существует, как амеба.

И надо стараться умнеть уже в детстве. Созревает человек с разной биологической и умственной скоростью. Кто старик в 30 лет, а кто и в 60 еще многое может сделать, у него все и кипит, и горит.

продолжение >>

2 коммент.:

Stella 30.9.09  

Вечная тема - заставлять или не заставлять заниматься музыкой. И каждая сторона приведет кучу примеров в доказательство того, как надо. 8-))

aleksvet 3.10.09  

Верное решение, как водится, где-то посередине.
Если вообще не вмешиваться, то ничего путного не выйдет - не может ребенок самоорганизовываться, маленький еще. А если привязывать к инструменту - то либо бросит и забудет как страшный сон, либо нахватает комплексов на всю жизнь. Да еще и выбора не будет - учился музыке, больше ничего не умеет - придется тянуть лямку по жизни.

Если Вам понравилось содержание, поделитесь, пожалуйста, ссылкой на сайт с другими в интернете.
Добавить страницу в .....





Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100

  © template by Ourblogtemplates.com 2008

НА ГЛАВНУЮ